Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-03-00827 «Жан-Жак Руссо в российской философии и общественной мысли: история и современность.»
Главная / Бердяев Н. А.

Бердяев Н. А.

Бердяев Н. А.
Бердяев Николай Александрович (1874–1948) — русский философ, представитель религиозного экзистенциализма. Интерес к учению Руссо и в то же время полемика с «женевским гражданином» проходит через все творчество Бердяева. В 1904–1905 гг. под его редакцией выходит перевод «Исповеди» Руссо (два издания, издание 1904 г. не закончено. См.: Руссо Ж.-Ж. Собрание сочинений / Пер. с франц. NN-ского под ред. Н. Бердяева. Киев: Изд-во Б. К. Фукса, 1904. Т. 1–2. Т. 1. [1904] 203 c. Содерж.: Содействовали ли науки и искусства очищению нравов. Исповедь. Кн. 1–4. Т. 2. [1904]. 219 с. Исповедь. Кн. 5–8; Руссо Ж.-Ж. Исповедь [Содействовали ли науки и искусства очищению нравов] / Пер. с франц. под ред. Н. А. Бердяева. Киев: Тип. Н. А. Гирич, 1905. 203, [3], 5–222; 5–248 с.). Много лет спустя в «Самопознании» он так характеризовал Руссо и его «Исповедь»: «Но Руссо имел большую заслугу в истории европейского человека, как и романтизм вообще, — он много сделал для разворачивания душевной жизни человека, для возникновения новой чувствительности. Правда “природы” в человеке получила возможность восставать против неправды в цивилизации и обществе» (Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С. 272). В работах «Духи русской революции», «Русская идея» он сравнивает Толстого и Руссо (см.: Бердяев Н. А. 1) Духи русской революции // Из глубины. М., 1990. С. 85; 2) Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 165–166). В «Пореволюционных мыслях» Бердяев выступает против руссоистского представления о доброте человеческой природы: «Вначале сентиментальное превозношение человека как верховного начала, в конце — жестокость и свирепость. Чтобы утвердить человека и отстоять его свободу и высшее достоинство, необходимо принять Бога и Христа» (см.: Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917–1918 гг. СПб., 1999. С. 8). О народной воле в ее руссоистской интерпретации (хотя имя «женевского гражданина» и не упоминается) говорится также в статьях «Демократия и иерархия», «Торжество и крушение народничества» сборника «Духовные основы русской революции» (Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 243–253, 254–263).
Статьи автора